Локальные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность службы медиации (примирения)
Приказ №148 от 30.08.2021. О создании службы медиации МОУ СОШ №10 Положение
Цели СШМ:
1) принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
2) создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);
3) развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.
Задачи СШМ:
1) формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений;
2) информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений;
3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;
4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
5) координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;
6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений;
7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений.
Деятельность СШМ осуществляется с учетом:
- добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при содействии специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных". Допускается направление сторон(-ы) конфликта и их законных(-ого) представителей(-я) на предварительную встречу со специалистом СШМ, после которой стороны(-а) могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники(-к) конфликта могут прекратить свое участие, если посчитают(-ет), что продолжение участия в этих встречах нецелесообразно;
- конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом(-ми) СШМ и/или обучающимся(-имися) из "группы равных". Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;
- нейтрального отношения СШМ ко всем участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае понимания специалистом(-ми) и/или обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы) отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам) СШМ и/или обучающемуся(-имея) из "группы равных";
- равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;
- взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных";
- ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению.
Особенности организации СШМ.
СШМ сформировано в соответствии с потребностями и возможностями, какие присутствуют в образовательной организации. СШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации
При функционировании СШМ учтены следующие особенности участия обучающихся:
- мнение родителей (законных представителей) об участии своих детей в "группе равных", в индивидуальных и совместных встречах со специалистом(-ми) СШМ;
- возможные трудности обучающегося в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (в том числе родителей (законных представителей)), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой встречи как для самого обучающегося, так и в целом на разрешение ситуации;
- быстрота возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений и необходимость оперативно оказать содействие в их разрешении.
Для эффективного функционирования СШМ используется осознанное понимание представителями администрации, контролирующих организаций, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие) важности независимой позиции СШМ.
С целью оказания поддержки СШМ в ее функционированиии и развитиии осуществляяется взаимодействие между службами медиации из других образовательных организаций , а также с региональными службами медиации
Минпросвещения России направляет данные методические рекомендации для использования в работе.
Одновременно информируем, что в соответствии с поручением, а также с учетом дальнейшего развития сети служб медиации (примирения), указанные методические рекомендации будут актуализированы в 2022 году.
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – рекомендации), разработанные Министерством просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения РФ).
Дополнительная общеразвивающая программа интерактивных занятий для детей, подростков и молодежи по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов «Курс юного переговорщика», разработанная ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»