Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по СПТ
Что означает понятие «Информированное добровольное согласие?»
В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья».
Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20).
Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние» (статья 23).
При проведении социально-психологического тестирования информированное добровольное согласие родителя (законного представителя) или ребенка подтверждает наличие у них знаний о целях, задачах, принципах, порядке, этапах проведения тестирования, используемых тестах, интерпретации ответов, а также обеспечении безопасности обучающихся и защите их прав.
Не будет ли социально-психологическое тестирование провоцировать интерес ребенка к наркотическим средствам и психоактивным веществам?
Нет, не будет, так как вопросы методики не содержат информацию о наркотических средствах и психоактивных веществах.
Единая методика СПТ разработана группой авторов ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.
Могут ли быть негативные последствия по результатам социальнопсихологического тестирования?
Единая методика социально-психологического тестирования не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.
Могут ли родители (законные представители) присутствовать во время проведения социально-психологического тестирования?
В соответствии с п.10 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г № 59 «Об утверждении порядка проведения социальнопсихологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» при проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.
Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?
Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве. Задача состоит в принятии дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому, мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не содержат репрессивно-карательного компонента. Гарантом этого является принцип конфиденциальности проведения социально-психологического тестирования. В случае выявления респондентов с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение главным принципом является неразглашение и конфиденциальность результатов, закрепленные законодательством.
Не нарушает ли методика законы этики в социально-психологическом тестировании?
Законы этики психологического исследования, принятые Российским психологическим обществом, предписывают соблюдать принципы отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия обмана.
По всем пунктам данное тестирование может быть признано этичным:
во-первых, обучающихся и их родителей (законных представителей) информируют об участии в тестировании, и в любой момент они могут отказаться принимать в нем участие согласно действию принципа добровольности. Обязательным условием для проведения тестирования является добровольное информированное согласие на его проведение, которое дают самостоятельно обучающиеся от 15 лет и старше, а на принятие участия в тестировании обучающимися от 13 до 15 лет добровольное информированное согласие дают их родители (законные представители). Применение каких-либо «репрессий» за отказ от участия в тестировании является категорически недопустимым;
во-вторых, тестирование проводится 100% конфиденциально, даже в случае принятия решения о включении респондента в так называемую «группу риска» происходят дальнейшие проверки, уже медицинского характера, учитывающие все этические требования (например, от них просто можно отказаться);
в-третьих, образовательная организация обязана обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся; в-четвертых, при проведении тестирования психологи не обманывают респондентов, так как цель данного тестирования не скрывается от аудитории – в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска, и не более чем.
Какая польза для родителя от участия в тестировании ребенка?
По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы – это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального, зависимого (аддиктивного) поведения, тем самым создается безопасная образовательное пространство для Вашего ребенка.
В случае, если ребенок имеет вероятность вовлечения в зависимое поведение, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра.
Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, будет являться эффективной, так как в эту работу будет включен родитель (законный представитель).
Является ли проведение тестирования обязательным для всех образовательных организаций?
В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Порядком тестирования, утвержденным приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 59, тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности.
Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты социально-психологического тестирования используются для корректировки профилактической работы в образовательной среде. Профилактическая работа в школе, классе будет построена с учетом особенностей и потребностей ваших детей.